Я хочу на своем блоге поделиться с Вами своими идеями, мыслями и педагогическим опытом по физике и астрономии

четверг, 14 февраля 2013 г.

Зрение и оптические иллюзии.
Во многих лондонских и парижских театрах получило большую популярность оптическое явление, известное под именем живых призраков, изобретенных Робеном. Чтобы лучше уяснить себе причину появления «призраков», упомянем о явлении, которое приходилось наблюдать каждому из нас. Если во время ночного движения железнодорожного поезда посмотреть на стекло вагонного окна, то мы заметим в нем бледное и несколько расплывчатое изображение пассажиров, сидящих на противоположных скамьях.
Причину этого явления следует искать в отбрасывании света стеклами, который, действуя наподобие зеркал отражают падающие на них лучи; что касается бледности и неясности изображений, причиной является то, что большая часть падающего на стекла света проникает сквозь них, отражается же лишь небольшое его количество. То же самое происходит, если вечером с хорошо освещенной улицы смотреть на витрину магазина, в котором темно: мы увидим в нем изображение противоположной стороны улицы со снующими по ней пешеходами и автомобилями. Днем подобные явления не случаются, потому что сильный солнечный свет делает бледные изображения невидимыми для нас, подобно тому, как мы не видим днем звезд.
Эти-то световые явления и были использованы Робеном для показа в театрах живых привидений. Под помостом сцены, невидимо для зрителей, помещался драпированный в саван актер, изображение которого должно представлять привидение. Сразу за перегородкой, которая отделяет актера от публики, усаживался скромный служитель с потайным фонарем, внутри которого горел так называемый гремучий газ, накаливающий добела кусок мела. Свет этой горелки, нисколько не уступающий по своей силе электрическому, направлялся на актера, от которого лучи его отбрасывались на наклонное зеркальное стекло, находящееся сбоку от служителя. От этого зеркала почти все лучи отражались на прозрачное стекло, также наклоненное. Последнее действует подобно вагонным окнам и магазинным витринам, о которых мы говорили, и пропускает через себя большую часть падающего на него света, отражая лишь незначительное его количество, но так как во время подобных представлений зал всегда остается в полумраке, то его бывает достаточно для образования перед зрителями туманного изображения призрака. Если затем на сцену выйдет другой актер, то публика будет его видеть весьма отчетливо через стекло, которое, для большей незаметности, тщательно декорируется. Актер этот обыкновенно становится на одном расстоянии с изображением и производит ряд движений, согласующихся с заранее условленными движениями своего нижнего товарища, вследствие чего достигается полный обман зрения. Результаты, полученные Робеном в подобных иллюзиях, превосходили пределы вероятного. Особенно обращал на себя внимание публики фантастический Сон Паганини.
Те же самые явления можно было бы получить и с одним стеклом, но так как при этом вследствие законов преломления изображение призрака получалось бы очень наклонным, то для выпрямления последнего актеру было бы необходимо принимать неестественное положение, сильно затрудняющее как его тело, так и саму игру. Напротив, с двумя стеклами, представленными на предыдущей фигуре, актер сохраняет свою натуральную позу.

7 комментариев:

  1. Интересно бы это увидеть.

    ОтветитьУдалить
  2. Иллюзия приведения, наверно классно сморится.

    ОтветитьУдалить
  3. Симпатичное приведение.

    ОтветитьУдалить
  4. Потрясающие эффекты, приведение как "живое".

    ОтветитьУдалить
  5. Да, такой спектакль интересно увидеть.

    ОтветитьУдалить
  6. Все загадочное интересно.

    ОтветитьУдалить
  7. Такие эффекты делают спектакль необыкновенным.

    ОтветитьУдалить