Я хочу на своем блоге поделиться с Вами своими идеями, мыслями и педагогическим опытом по физике и астрономии

пятница, 13 сентября 2013 г.

План работы учителя-предметника с родителями гимназистов.
1. Стратегия деятельности образовательного учреждения по организации сотрудничества с родителями.
2. Педагогические проблемы, которые могут быть решены только совместно школой и родителями.
3. Методические объединения учителей в сотрудничестве с родителями.
4. Вопросы, по которым должны быть проинформированы родители учителями-предметниками.
5. Проблемы, по которым должны быть просвещены родители.
Школа, являясь образовательным институтом и осуществляя политику в области образования, в общей стратегии своего развития должна иметь как составляющую, стратегию сотрудничества с родителями.
   Стратегия – термин, в большей степени относящийся к военному делу. Но его переносное значение связано с искусством управления, организации и руководства. Следовательно, стратегия должна проявляться в искусстве управления взаимодействием школы и родителей, в умении определять наиболее важные участки работы и круг значимых проблем, которые можно решить в совместной деятельности с родителями. Стратегия сотрудничества с родителями не может быть определена без ясного представления о тех педагогических проблемах, которые можно решить только совместно. Какие это могут быть проблемы? - Выбор образовательной программы для ребёнка.
- Мотивация учения, интересов ребёнка, его жизненные планы. - Формирование интересов и ценностных ориентаций в сфере культуры, досуга, самостоятельной деятельности. - Выявление причин отставания ребёнка в учении, его пассивности в познгавательно-развивающих делах классного коллектива. - Выявление одарённости и развитие способностей ребёнка. - Индивидуальный подход, как одно из условий развития, образованности личности. - Предупреждение социального поведения детей и подростков. - Совместная деятельность в трудные периоды развития детей и в периоды кризисов взросления. - Совместная забота о здоровье детей. - Предупреждение и преодоление конфликтов со сверстниками, взрослыми (педагогами, родителями). - Развитие познавательного отношения к миру и познавательных интересов. - Влияние школы и родителей на формирование жизненных планов и выбор профессии.
В концепции сотрудничества школы и семьи должна быть чётко определена функциональная роль методических объединений учителей. Методическому объединению учителей-предметников, планируя работу, нужно принять во внимание, что: - родители должны быть посвящены в особенности образовательного процесса данной школы;
- предупреждены о возможных трудностях, которые возникнут перед детьми в тот или иной период; - морально подготовлены к оказанию помощи ребёнку, для чего им необходимо не только быть информированными, но и овладевать некоторыми знаниями и умениями. Какую информацию может достоверно сообщить учитель - предметник, и в какой нуждается сегодня семья? Прежде всего, это информация о новых учебных предметах. Родители должны чётко знать, чему учат их детей, то есть содержание образования в конкретном классе и по мере перехода ребёнка из класса в класс с указанием возможностей получения базового, расширенного или углублённого образования по предметам или образовательным областям. Поэтому необходимо проинформировать родителей: - о содержании нового учебного курса, дать советы по его изучению; - о формах аттестации учащихся; - о критериях оценивания, дать характеристику домашних заданий и основных (оптимальных или возможных) способов их выполнения: - рассказать о требованиях к ведению тетрадей и оформлению зачётных работ и т.д. У каждого учителя-предметника должна быть чёткая информация по этим вопросам. В каких формах может быть доведена эта информация до родителей? Традиционной формой является выступление учителя-предметника на классном родительском собрании или на собрании параллели, в которой он работает. Кроме такого традиционного представления информации могут быть использованы и другие, более экономные и лаконичные формы. Например, специальные информационные вестники и листки, специально оформленные стенды в школе или кабинетах. Это важно и для постоянного напоминания всем родителям об учебниках, пособиях, словарях-справочниках, факультативах, кружках. В каких проблемах изучения предмета важно просветить родителей, чтобы вместе решать проблему индивидуализации образования?Это могут быть такие вопросы: - воспитание познавательного интереса к предмету; - источники развития интересов; Проявление и развитие способностей, виды одарённости детей разного возраста; - неравномерное развитие в той или иной сфере личности; - участие родителей в помощи ребёнку ( отработка навыков чтения, умения рассказывать, отвечать на вопросы, грамотно писать, учить наизусть). Родителям важно знать, какие затруднения и почему испытывает их ребёнок при изучении того или иного предмета и, естественно им важно услышать, как они могут помочь сыну или дочери преодолеть эти затруднения. Однако учителям также важно знать, как складывается домашнее обучение ребёнка при подготовке домашнего задания. Опрос родителей можно проводить на очередном родительском собрании. Эти материалы послужат хорошей иллюстрацией не только проблем ученика ( или группы учеников), но и станут определённым показателем работы учителя-предметника: если значительная часть детей испытывает затруднения одного рода, значит дело не только в школьниках. Это сигнал учителю: он в чём-то ошибается. Все эти проблемы могут быть предметом обсуждения и анализа МОУ, чтобы любой учитель-предметник с пониманием и профессионализмом мог провести соответствующий семинар или консультацию. Важно отметить двусторонний процесс подобных мероприятий: они обогащают знаниями не только родителей, но и дают отличную «пищу для размышления» учителям.

2 комментария: