Я хочу на своем блоге поделиться с Вами своими идеями, мыслями и педагогическим опытом по физике и астрономии

четверг, 15 сентября 2016 г.

Вот и начался новый учебный год. И, наверное, как и все учителя я столкнулась с проблемой "забывчивости" учеников. Я понимаю - лето, каникулы!
Многие родители часто думают, что достаточно объяснить учебную тему всего один раз – и ученик должен все понять и запомнить. Разумеется, это наверно идеал, к которому все мы стремимся. Но, в реальности чаще всего нужно многократно повторять одно и то же. И желательно при этом еще и по-разному повторять.
Данное правило является одним их самых фундаментальных в школьном обучении. Правда жизни состоит в том, что в абсолютном большинстве случаев новая учебная тема, новый раздел учебного курса требует для адекватного осознания множества “заходов”. Только так, в общем-то, все и происходит.
Гениальные учителя ухитряются в классе за один раз объяснить очередную порцию учебного материала, что усвоение происходит сразу и на 100%. Но, для абсолютного большинства преподавателей такие результаты недостижимы. И тем более для родителей, которые еще только осваивают непростое искусство обучения дома своих детей.
Подобные истории о потрясающе талантливых преподавателях, с одной стороны, воодушевляют и показывают учителям ориентиры, убеждают нас в том, что высокоэффективное преподавание возможно. Но, с другой стороны, это формирует распространенные и устойчивые иллюзии: мол, один раз объяснить новую тему – это норма, больше и не нужно, дети должны с первого раза все понять и запомнить навсегда.
Я все таки уверена, что для абсолютного большинства школьников любая новая учебная информация почти всегда воспринимается не с первого объяснения, а со второго, третьего… пятого… иногда с десятого… И это в условиях достаточно компетентного и качественного преподавания. Так что отсутствие понимания “с ходу” не должно вызывать ни удивления, ни раздражения, ни растерянности.
Я убеждена, что повторять объяснения – это великолепно, это хороший стиль преподавания, это то что нужно!
Причем в одних случаях повторяем прямо в ходе того же самого урока, а в других случаях – через день-два или с большим интервалом времени. А иногда повторяем и повторяем день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем… На мой взгляд, дело главным образом состоит в том, что любая существенно новая тема требует психологического привыкания, некой перестройки мышления. Это как освоиться в новом доме, или в новой стране.
Использование метода многократного объяснения учебного материала всегда, когда это только необходимо считайте нормой! Варьируйте формы и режимы таких объяснений, подбирайте наиболее подходящие ритмы повторений. Подчеркиваю: я здесь говорю именно о том, как учитель (или родитель) разъясняет новую тему. О необходимости же многократных повторений в практических тренировках (решении задач данного типа, выполнении упражнений и т.п.), думаю, говорить вообще не надо, это очевидно.

3 комментария: