Я хочу на своем блоге поделиться с Вами своими идеями, мыслями и педагогическим опытом по физике и астрономии

пятница, 9 декабря 2016 г.

Недавно прочла интересную статью Алексея Карпова, физика по образованию, занимающегося самостоятельными исследованиями и разработками в области практической педагогики. Статья понравилась, далее привожу текст дословно.
«Принцип орла» и «принцип черепахи» в освоении школьной программы.
Это такой классический образ – при изучении любой информации. Я услышал о нем, по-моему, от кого-то из знакомых, давным-давно. Главное достоинство данного образа – он дает правильную внутреннюю позицию внимания, правильную ориентацию в море учебного материала и во всех извивах учебного процесса.
Представьте, что вам надо изучить город. Я почему-то представляю себе старинный город – большой, обнесенный высокой крепостной стеной, находящийся в довольно пустынной местности… Ну, понятно: орел и черепаха – очень древние символы. Как изучает город орел? Он летает высоко над городом – и видит его весь, целиком. Орел сразу, единым взором охватывает общую картину улиц, площадей, домов, дворов… Орел прекрасно видит и понимает план города, взаимосвязи его частей, общие принципы построения.
Как изучает город черепаха? Она очень-очень неспешно ползает по улицам и переулкам, заглядывает во дворы и в магазинчики, разглядывает канавы и выбоины в мостовой… Черепаха досконально знакомится со всеми деталями, которые встречаются на ее пути. Она старательно, тщательно и последовательно исследует все нюансы городского устройства, все взаимоотношения близких строений, все аспекты понимания города “изнутри”.
У каждого – и у черепахи, и у орла – есть свои преимущества и свои слабые стороны в изучении той огромной реальности, которую представляет собой городское устройство. Орел не видит деталей. Черепаха не видит общей картины. Знание орла слишком уж абстрактно. Знание черепахи запутанно и тоже в целом не очень эффективно. Образ такой: орел подружился с черепахой. И они решили изучать город вместе. Для этого они договорились: орел носит черепаху в когтях по воздуху, а черепаха возит орла на своем панцире по земле. В союзе орел и черепаха становятся гораздо сильнее, чем каждый по отдельности. И процесс познания города делается гораздо более эффективным. На мой взгляд, это именно тот образ при освоении любой информации, который наиболее точно определяет суть успешного подхода. Соединять абстрактное, обзорное осмысление учебного материала с детальным, локальным изучением – вот в чем сила! Когда я учился в старших классах школы, а потом в институте (а учился я и там и там очень успешно), то использовал для себя как раз такой принцип. Поначалу, конечно, это происходило не очень осознанно, а скорее интуитивно, от нужд практики. Но постепенно я осознал данную идею достаточно фундаментально. Реализуя семейное обучение своих детей, я мог увидеть, насколько удобным является сочетание “принципа орла” и “принципа черепахи”. Причем здесь я уже выступал не с позиции ученика, а с позиции родителя-педагога, организующего весь учебный процесс – по каждому предмету, во всех классах. К сожалению, сейчас в массовой школе традиционно доминирует “принцип черепахи”. Лишь итоговые обзорные уроки, подготовка к отчетным контрольным да подготовка к экзаменам представляют собой некоторые элементы “взгляда орла”. Хотя чаще всего это не целостное осознание курса или его большой части, а просто повторение его по кусочкам, то есть опять все тот же “принцип черепахи”. Гораздо удобнее использовать “принцип орла” сразу, с самого начала освоения каждого конкретного курса. От этого мы выигрываем и в темпе учебы, и в глубине понимания и запоминания материала. Сравните два варианта. Первый: вы изучаете незнакомый для вас город, прогуливаясь по его многочисленным улочкам и переулкам, постепенно привыкая и осваиваясь. Второй: вы изучаете город, имея с самого начала при себе его карту. Любой учебный курс в школе, в вузе – тот же незнакомый город. По-моему, это очень точная аналогия. Конечно, мы даже и без карты со временем научимся ориентироваться в большом новом для нас пространстве улиц и домов. Постепенно в голове сложится какая-то картина, какой-то план расположения всех объектов. При желании мы даже сможем все это как-то изобразить на бумаге… Но зачем же так все усложнять?! Исторически сложилось, что учат обычно “от частного к общему”, а не наоборот. Кажется, что, только “поползав достаточно долго, как черепаха”, человек способен ухватить разумом общий план, общие принципы изучаемой информации. Но это не так. Наиболее оптимально – сочетать ориентацию по общей структуре и доскональное исследование частных моментов. При желании вы можете легко применить данную идею – от начальных классов школы и до старших курсов вуза. Как в целостном построении учебного процесса, так и в ежедневных занятиях. Это дело навыка. Главное – озадачиться. Не так уж важно, с чего мы начинаем. Может, сначала орел подлетает к городу, неся в когтях черепаху, они оба смотрят сверху на лабиринт улиц, а уж потом выбирают место для посадки – чтобы там подробно исследовать местную обстановку. А может, сначала черепаха привозит орла на своей спине к воротам города, они сколько-то времени не спеша передвигаются по переулкам и маленьким дворикам, а потом взлетают ввысь – чтобы осмотреться кругом. И так они могут чередовать – обзор сверху и знакомство с конкретными местами. Данный образ – это своеобразная “напоминалка”. Вы можете сами развить его, применив к тем педагогическим ситуациям, с которыми работаете. По-моему, очень удобно держать в голове сей классический сюжет – и выступая в роли ученика, и выступая в роли учителя. Какой принцип работы с учебным материалом мы реализуем сейчас – орла или черепахи? Не зациклились ли мы на одной из данных крайностей? Достаточно ли часто мы чередуем “взгляд сверху” и “взгляд снизу”? Где и когда более целесообразно “взмыть вверх”, а где и когда лучше “поползать понизу”?.. В целом, повторяю, в современной школьной (да и вузовской) педагогике преобладает “принцип черепахи”. Поэтому следует прикладывать особые личные усилия, дабы адекватно дополнять его “принципом орла”. Понять общий подход к решению задач по данному разделу курса. Внимательно ознакомиться с полным списком названий параграфов в учебнике. Хорошо осознать идею устройства таблицы Менделеева. Отслеживать естественную связь между различными темами по физике и по математике. Охватить единым взглядом расположение материков и океанов на глобусе. Нарисовать сводную схему основной информации по некоторой большой теме. Составить хорошую шпаргалку… Все это действия “в духе орла”. Возможно, на первый взгляд, все это кажется чем-то сложным… Но надо пробовать. И вы увидите, как все просто. Итак, давайте дружить и с орлом, и с черепахой. Действуя вместе, они успешно изучают самые сложные города. То взлетая в небо, то опускаясь на землю и ползая в нужном месте, они быстро и эффективно осваивают новое пространство информации. У них это здорово получается!"

3 комментария:

  1. Сколько интересной информации.

    ОтветитьУдалить
  2. Будем пробовать...

    ОтветитьУдалить