Я хочу на своем блоге поделиться с Вами своими идеями, мыслями и педагогическим опытом по физике и астрономии

вторник, 18 декабря 2012 г.

Понятия "близорукость" и "дальнозоркость". 
Данная анимационная модель позволяет ученику самостоятельно убедиться в том, как идет пучок света, как формируется изображение предметов для глаза в спокойном, ненапряженном состоянии при данных дефектах зрения. И, немаловажно, тут же эти дефекты можно "вылечить", исправить.
Способность глаза к аккомодации обеспечивает возможность получения на сетчатке резких изображений предметов, находящихся на различных расстояниях. Нормальный глаз в спокойном состоянии, т. е. без какого-либо усилия аккомодации, дает на сетчатке отчетливое изображение удаленных предметов (например, звезд). С помощью мышечного усилия, увеличивающего кривизну хрусталика и, следовательно, уменьшающего его фокусное расстояние, глаз осуществляет наводку на нужное расстояние. Наименьшее расстояние, на котором нормальный глаз может отчетливо видеть предметы, меняется в зависимости от возраста от 10 см (возраст по 20 лет) до 22 см (возраст около 40 лет). В более пожилом возраст: способность глаза к аккомодации еще уменьшается: наименьшее расстояние доходит до 30 см и более — возрастная дальнозоркость.
Далеко не у всех людей глаз является нормальным. Нередко задний фокус глаза в cпокойном состоянии находится не на самой сетчатке (как у нормального глаза), а с той или другой стороны от нее. Если фокус глаза в спокойном состоянии лежит внутри глаза перед сетчаткой, то глаз называется близоруким. Такой глаз не может отчетливо видеть отдаленные предметы, так как напряжение мышц при аккомодации еще сильнее отдаляет фокус от сетчатки. Можно дать и другое эквивалентное определение близорукости. Другими словами, близорукость ─ дефект зрения, при котором изображение удаленных предметов находится перед сетчаткой. Для исправления близорукости глаза должны быть снабжены очками с рассеивающими линзами.
В дальнозорком глазе фокус при спокойном состоянии глаза находится за сетчаткой. Дальнозоркий глаз преломляет слабее нормального. Для того чтобы видеть даже весьма удаленные предметы, дальнозоркий глаз должен делать усилие. Для видения близко лежащих предметов аккомодационная способность глаза уже недостаточна. Таким образом, иначе дальнозоркость можно определить как дефект зрения, при котором изображение близких предметов находится за сетчаткой. Поэтому, естественно, для исправления дальнозоркости используются очки с собирающими линзами, приводящие фокус глаза в спокойном состоянии на сетчатку.
Для запоминания связи между дефектом зрения и видом линзы для его исправления проще все же рассуждать следующим образом.

БЛИЗОРУКОСТЬ. Недостаток зрения, при котором хорошо видны близкие предметы (отсюда и название), а изображение удаленных предметов получается расплывчатым. Это вызвано чрезмерно большой преломляющей способностью глаза и (или) слишком большой длиной (глубиной) глазного яблока. Обе причины приводят к тому, что входящие в глаз лучи собираются не на сетчатке, а перед ней. Исправляется ношением очков с рассеивающими (вогнутыми) линзами.
ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ. Недостаток зрения, при котором хорошо видны удаленные предметы (отсюда и название), а изображение близко расположенных предметов, получается расплывчатым. Дальнозоркость ─ результат чрезмерно малой преломляющей способности глаза и (или) слишком малой глубины глазного яблока. Поэтому входящие в глаз лучи собираются не на сетчатке глаза, а за ней. Исправляется дальнозоркость ношением очков с собирающими (выпуклыми) линзами.
Таким образом, чтобы запомнить какой дефект глаза чем исправляется, рассуждаем в таком порядке:
название дефекта => понимание сути дефекта (исходим из названия) => причина => способ исправления (вид линзы)!
Если и это оказывается сложно, то следует просто воспользоваться мнемоническим правилом: при близорукости изображение ближе сетчатки, следовательно лучи надо дополнительно рассеить; при дальнозоркости ─ дальше сетчатки, отсюда ─ лучи надо дополнительно преломить, что и делает собирающая линза.

3 комментария: