Я хочу на своем блоге поделиться с Вами своими идеями, мыслями и педагогическим опытом по физике и астрономии

воскресенье, 16 декабря 2012 г.

Законы оптики и живопись.
Знаете ли вы, что некоторые цвета можно описать через физические понятия: тёплые – холодные (температура), лёгкие – тяжёлые (вес). Некоторые физические характеристики света имеют огромное значение для художников: сила света, освёщенность, угол падения лучей и т.п. В физике же и астрономии для характеристики свойств объектов и явлений используется понятие цвет: «красная граница фотоэффекта», «чёрная дыра», «белый карлик», «цветные кварки» и т.п.
Великие художники отлично разбирались в физике света: они заметили, что на зелёной ткани в глубине складок появляются красные тени, а на синей – жёлтые. Многие живописцы используют особую технику.
Здесь должен быть рисунок
Взгляните на картину В.Сурикова «Боярыня Морозова». Почему художник пишет снег не чистой белой краской, а отдельными цветными мазками? Оказывается, он хорошо знает и поэтому учитывает физическое свойство белого света – разложение в спектр.
Многие художники-импрессионисты работали в технике пуантилизма (живопись точками или запятыми, то есть тоже отдельными мазками). Главное для них – найти такие цвета, которые при взаимном влиянии создают свой собственный, новый цвет, а в сетчатке глаза при этом происходит их наложение, создавая общее впечатление воздуха и света.
Здесь должен быть рисунок
Посмотрите на картину И.Левитана «Зимняя». Обратите внимание, что тени на снегу под деревьями на заднем плане художник изобразил не в чёрных или серых, а в синих и голубых тонах Тени становятся голубыми по причине отражения небесной синевы от снега в ясный солнечный день.

Но случается, что художник по объективным причинам забывает о законах оптики. В качестве примера приведём драму, которая разыгралась вокруг картины И.Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Сцена, изображённая великим художником на картине, вызвала сильное возбуждение сумасшедшего зрителя, и тот ударом ножа порезал картину. Реставраторы с трудом восстановили холст, а живопись на нём должен был восполнить сам И.Репин. К тому времени художник постарел, ему показалось, что картина слишком «жёлтая» и ей не хватает сине-фиолетовых тонов. Когда он закончил работу, окружающие поняли, что картина погублена. Спустя время врачи-физиологи разобрались в действиях художника. К старости хрусталик глаза желтеет, то есть становится жёлтым фильтром и не пропускает сине-фиолетовую часть спектра. Поэтому Репину и казалось, что в его картине не хватает этих тонов. Заметим, что горячие – красные и жёлтые тона преобладают в палитре красок, использованных Репиным, отличаются у него особой насыщенностью и светосилой, а холодные – синие и зелёные – как бы утепляются, тяготея к жёлтому.

2 комментария:

  1. Спасибо, очень интересно!

    ОтветитьУдалить
  2. Получается, что каждый человек видит один и тот же цвет по-своему.

    ОтветитьУдалить